ІРС - Інститут релігійної свободи, м.Київ

Рекомендація ПАРЄ № 1556 (2002) «Релігія і зміни у Центральній та Східній Європі» PDF Друк E-mail
24.04.2002 11:28
Рекомендация
Парламентской Асамблеи Совета Европы  
 

«Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе»

1556 (2002)
 

1. Парламентской Ассамблее Совета Европы часто предоставлялись возможности рассмотрения вопросов, относящихся к сохранению и развитию традиционных религиозных культур, и путей создания необходимых условий их успешного взаимодействия и совместного развития. В резолюции 885 (1987) «О вкладе евреев в европейскую культуру», рекомендации 1162 (1991) «О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру» и рекомендации 1291 (1996) «О еврейской культуре» Ассамблея выразила свое мнение о необходимости защиты и развития общего культурного наследия Европы во всем его богатстве и разнообразии. 

2. Ассамблея также настойчиво выражала свое осознание необходимости обеспечения или восстановления гармоничных отношений между институтом религии и государством. Это является существенной частью обеспечения таких основных прав человека, как свобода совести и религии, религиозная терпимость и защита отдельных лиц и общин от любых форм религиозного преследования. Эти вопросы конкретно рассматриваются в резолюции 916 (1989) «О неиспользуемых культовых сооружениях», рекомендации 1202 (1993) «О религиозной терпимости в демократическом обществе», рекомендации 1222 (1993) «О борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью», рекомендации 1396 (1999) «О религии и демократии» и рекомендации 1412 (1999) «О незаконной деятельности сект». 

3. Крах социалистической системы привел к возникновению для религиозных институтов Центральной и Восточной Европы возможности и даже ответственности в плане обновления своего социального потенциала и сосредоточения на своих основных, исторических задачах (т.е. духовное воспитание индивидуума, этическое совершенствование общества, а также культурные благотворительные, образовательные и иные проекты). 

4. В последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни. 

5. Появление независимых государств поощрило стремление некоторых национальных православных церквей к собственной независимости или перемене своей принадлежности, что в некоторых случаях вызывает мощное сопротивление со стороны православных центров, которым они прежде подчинялись. Это привело к ухудшению взаимоотношений между церквями, а в некоторых случаях между государствами. Важно исключить какие-либо возможности государственного вмешательства в вопросы догмы, церковного строительства и канонического права. 

6. Новые религиозные свободы и устранение барьеров на пути распространения идей и верований, включая религиозные, поставили церкви Центральной и Восточной Европы перед лицом религиозного многообразия. Из-за своего ослабленного положения в прошлом и без опыта существования в условиях политического, культурного и религиозного плюрализма традиционные церкви региона в настоящее время оказались в состоянии конфликта с недавно появившимися там иностранными миссионерами и новыми религиозными движениями. До настоящего времени не удается решить проблему установления равновесия между принципами демократии и прав человека в области свободы совести и религии, с одной стороны, и сохранения национальной культурной, этнической и религиозной самобытности, с другой стороны. 

7. Исчезновение «железного занавеса» привело к тому, что религиозный и культурный водораздел в Европе стал более очевиден и еще более усилился. Две христианские культуры - Западная и Восточная - весьма мало знакомы друг с другом, а неведение является очень опасным препятствием на пути к объединению Европы. Как неоднократно заявлял папа Иоанн Павел II, «христианская Европа должна дышать обоими легкими - восточным и западным». Наряду с этим, приверженцы двух христианских традиций не проявляют особого интереса ни к еврейской культуре, которая является неотъемлемой частью европейского наследия, ни к исламской культуре, которая все более становится частью европейского ландшафта. 

8. Исходя из вышеизложенного Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров призвал правительства государств-членов, Европейский Союз и также соответствующие власти и организации: 

Юридические гарантии и их соблюдение 

i. добиваться соответствия внутригосударственного законодательства Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с особым упором на статью 9, в которой говорится, что религиозные свободы подлежат лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе, а также решению Европейского суда по правам человека (1983) о том, что ограничения в отношении прав человека должны мотивироваться «настоятельными общественными потребностями» и быть «соразмерными преследуемой законной цели»; 

ii. гарантировать всем церквям, религиозным организациям, центрам и объединениям статус юридического лица в том случае, если их деятельность не нарушает права человека или международное право и, в частности, потребовать от правительства Республики Молдова зарегистрировать Бессарабскую митрополию в соответствии с решением Европейского суда по правам человека от 13 декабря 2001 года; 

iii. предпринять эффективные меры с тем, чтобы гарантировать свободу религиозных меньшинств, особенно в Центральной и Восточной Европе, с особым упором на их защиту от дискриминации или преследования со стороны религиозного большинства или иных групп, практикующих агрессивный национализм и шовинизм; 

iv. привести в действие нормальные процедуры, предусмотренные во внутригосударственном праве, во всех доказанных случаях злоупотреблений в отношении религиозных свобод в форме, наносящей ущерб обществу или правам, свободам и здоровью отдельных лиц; 

v. гарантировать церковным организациям, имущество которых было национализировано в прошлом, реституцию этого имущества в течение определенного времени, а в тех случаях, когда это невозможно, выплату справедливой компенсации; необходимо принимать надлежащие меры с целью недопущения приватизации национализированной церковной собственности; 

vi. предложить посредничество в урегулировании конфликтов и споров между сторонами с их согласия при тщательном выполнении требования о невмешательстве государственных органов в вопросы догмы или иные внутренние религиозные споры; 

vii. просить Европейский конвент включить европейские религии и христианские традиции в преамбулу будущей европейской конституции в качестве основы достоинства человеческой личности и прав человека и этических корней европейской самобытности; 

Культура, образование и обмены 

viii. создать информационные стратегии и разработать необходимые мероприятия в области культурного обмена с целью взаимного ознакомления народов различных стран с их культурными достижениями; 

ix. сотрудничать с церковными властями в деле установления и распределения ответственности в таких областях, как реставрация исторических зданий и религиозное воспитание, и содействовать проведению совместных дискуссий по основным вопросам социальной сферы, морали, этики и культуры, которые стоят перед современным обществом; 

x. включить информацию об основных европейских религиозных культурах и обычаях в школьную программу; 

xi. поддержать деятельность неправительственных организаций, которые проводят работу в области укрепления взаимопонимания между религиозными группами и защиты религиозного культурного наследия; 

xii. предпринять меры по обеспечению равного доступа к средствам массовой информации, образованию и культуре для представителей всех религиозных традиций; 

xiii. поощрять создание специальных центров развития межконфессиональных отношений, а также проведение обменов выставками и ярмарками культурного наследия, шедеврами религиозного искусства и книгами с целью ознакомления населения с различными религиозными культурами Европы; 

xiv. содействовать программам обмена с целью формирования у студентов, научных работников и деятелей культуры всесторонних представлений об этических, моральных и культурных ценностях европейских религий; 

xv. поощрять развитие культурных маршрутов в Европе и связей Европы с соседними странами с целью учета и освоения исторического наследия и новых возможностей культурного общения; 

xvi. передавать в общественные библиотеки публикации, которые детально освещают культурные достижения и основы учения различных религиозных традиций; 

xvii. способствовать проведению научных исследований, направленных на установление общих корней различных европейских культур и содействию более глубокому пониманию путей, посредством которых они взаимоотносятся и дополняют друг друга.

___________________________
Предварительное издание
Обсуждение в Ассамблее 24 апреля 2002 года (13-е заседание). См. док. 9399 - доклад Комиссии по науке, культуре и образованию (докладчик: г-н Бачу). Текст, принятый Ассамблеей 24 апреля 2002 года (13-е заседание).
 
 
Інститут релігійної свободи
 
Джерело: сайт Ради Європи   
 

Підтримайте правозахисну діяльність Інституту релігійної свободи:

УкраїнськаРусский

  cлідкувати за новинами   приєднатися!
RSS-новини .Е-mail розсилка: укр. рус.

Доповідь ІРС

Доповідь "Свобода віросповідання під прицілом"

Російський терор на окупованих територіях Східної України.

Блог Максима Васіна

Як перереєструвати неприбуткову організацію?

Які саме вимоги Податкового кодексу та інших законів необхідно вказати у статуті неприбуткової організації

Що означає рішення Конституційного Суду про мирні зібрання?

Чи існують якісь обмеження щодо строку сповіщення про мирний захід, зокрема релігійний.

Контакти

Поштова адреса:
01001, м. Київ-1, а/с 471–В
"Інститут релігійної свободи"
Надіслати листа до ІРС