Ольга БОДНАР. Военное душпастырство в Украине: общие принципы и законодательные перспективы Печать
14.12.2011 18:58

Ольга БОДНАР
– Народный депутат Украины (фракция БЮТ-Батьківщина), Первый заместитель председателя Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления



На сегодня уже очевидно, что внедрение военного душпастырства (капелланства) в Украине – это не вопрос выбора, а вопрос времени. Этот выбор уже сделан, когда в 1991 году наше государство обязалась гарантировать каждому "право на свободу мировоззрения и вероисповедания", а в 1996-м – закрепило его на уровне Конституции Украины в статье 35.

В развитие данной конституционной гарантии Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в статье 21 определяет: "Командование воинских частей предоставляет возможность военнослужащим принимать участие в богослужениях и выполнении религиозных обрядов". Очевидно, что богослужения и религиозные обряды не могут осуществляться без посредничества священнослужителей. По этой причине в Украине по факту активно развивается душпастырское служение в армии, которое требует надлежащего нормативно-правового обеспечения с целью упорядочения этой деятельности.

Уже не один год я поднимаю перед Министерством обороны Украины вопрос о состоянии и условиях обеспечения права военнослужащих Вооруженных Сил Украины на свободу вероисповедания. И заслуживает положительной оценки то внимание, которое Министерство уделяет этим вопросам, развивая сотрудничество с Советом по делам душпастырской опеки и усиливая со своей стороны нормативно-правовую базу с целью удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих. В частности, имеется в виду утвержденная в апреле этого года Приказом Министра обороны «Концепция душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины» и Директива Минобороны 2006 года № Д-25 «Об упорядочении вопросов удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Украины».

Следует отметить, что нормативная база в этой сфере, включая законодательные акты, не может развиваться в спешке и учитывать интересы только одной конфессии. Для государства важно, чтобы в Украине был сохранен межконфессиональный мир, а отдельные локальные межцерковные разногласия не были привнесены в армию. Поэтому крайне важным является построение в Украине модели душпастырской опеки на принципах, способствующих единству, воспитанию высоких моральных качеств и патриотических чувств у военнослужащих независимо от того, священник какой конфессии предоставляет им духовную опеку. Эти принципы должны быть универсальными, а душпастырская опека должна предоставляться специально обученными священниками с соблюдением определенных обязательных стандартов.

У условиях конфессионального многообразия украинского общества мы осознаем, что в государстве должны быть разработаны четкие механизмы доступа священнослужителей в воинские части, в которых находятся их верные. При этом удовлетворение религиозных потребностей военных не может происходить в хаотичном порядке и кем угодно, ведь с иной стороны нельзя игнорировать важный для государства аспект национальной безопасности и обороны, в том числе военную тайну. Поэтому считаю вполне целесообразным то, что Министерство обороны Украины ведет диалог с различными конфессиями в рамках Совета по делам душпастырской опеки, а также в формате Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, направленный на выработку механизмов взаимодействия и сотрудничества Вооруженных Сил Украины и религиозных организаций в сфере развития душпастырской опеки.

Опыт развитых стран Европы подсказывает, что наше государство способно сделать дальнейшие шаги для развития военного душпастырства в нашей стране. Тем более что это востребовано не со стороны международного сообщества, а непосредственно нашими гражданами, которые в своем абсолютном большинстве идентифицирует себя как верующие в Бога люди, о чем свидетельствуют социологические исследования последних лет.

Учитывая это, право военнослужащего на свободу вероисповедания должно быть обеспечено не хуже, чем права других категорий граждан. И я убеждена, что мы можем достичь этого в ближайшем будущем с помощью постоянного и прозрачного диалога исполнительных, законодательных органов власти с церквами и религиозными организациями, ведь объединение усилий и сотрудничество государства и институтов гражданского общества могут наилучшим образом обеспечить интересы общества в целом.

Текст речи, произнесенной 14 декабря 2011 года, во время Всеукраинской научно-практической конференции с иностранным участием на тему «Вооруженные Силы Украины и украинское военное душпастырство», которая проходила в Киеве в Центральном Доме офицеров.

Институт религиозной свободы, г.Киев 
www.irs.in.ua